С 20 по 23 июня 2023 года в Нарынском государственном университете (Кыргызстан) был проведен рабочий семинар, посвящённый результатам и влиянию осуществлённых мероприятий для наращивания потенциала академического персонала университетов Кыргызстана и Узбекистана и повышения качества преподавания, проведённых в рамках проекта АгроДев в период март 2021 года – июнь 2023 года. В семинаре участвовали все партнеры проекта.
В рабочей обстановке были анализированы а) проведённые обучения академического персонала по тематическим направлениям и методикам преподавания, б) поездкам в страны европейских партнёров, в) мастер классам, г) практике-обучении на сельскохозяйственных предприятиях (фермерских хозяйствах), д) применении современной методологии для оченки и обеспечении качества учебных программ, учебного процесса и результатов, а также были рассмотрены мероприятия необходимые для обеспечения устойчивости результатов проекта. Участники обменивались опытом применения полученных знаний и усвоенных методов преподавания, активно обсуждали полученные ценные навыки при чтении гостевых лекций, проведении лабораторно-практических занятий с применением современных инструментов, новых методов обучения.
Работа семинара велась по методике, предложенной ведущим партнёром – Латвийским университетом естественных наук и технологий. Как отметили участники, формат семинара был очень интересным и плодотворным, способствующем дискуссиям и обмену мнениями. Всего были проведены восемь рабочих сессий, в которых участники отвечали на заранее подготовленные и полученные вопросы. Рабочие сессии вели представители европейских партнёров.
Искра Акылбекова, Кубан Акматов и Адилет Жапаров, преподаватели Нарынского государственного университета, высоко оценили возможность повысить знания и умения по методике обучения (проводили преподаватели Университета Карла Линнеусa, Швеция). Участники отметили: “После обучения у нас изменились подходы в преподавании. Теперь, мы придерживаемся подходу, в котором 75 % общего времени, выделенного для обучения, студенты занимаются самостоятельно и только 25 % времени составляет прямой контакт студентов и преподавателя. Это означает, что теперь 75 % знаний даются на практике.” Также, преподаватели подчеркивают, что приобретённый опыт дал толчок для обучения студентов стартап идеям по переработке сельскохозяйственных продуктов и развития новых рецептов в местных условиях (опыт Латвийского университета естественных наук и технологий, Латвия).
Нурила Ибраева и Чинара Кадырова, преподаватели Кыргызского государственного аграрного университета, как самым интересным и полезным отметили выбранный формат семинара, который “Позволил сравнить полученные результаты и оценить их в комплексе с разных ракурсов, так как в разных университетах одни и те же мероприятия проводились и воспринимались по различному, по-особенному. Мы увидели какие результаты были получены университетами-партнерами, с какими трудностями они столкнулись, что было наиболее ценным и инновационным, и какие знания и навыки еще необходимо развивать. Как было отмечено: “Занятия после получения новых знаний и навыков получились с изюминкой, новизной. Это можно сравнить с пловом с изюминкой и без изюминки – вкус другой и разные потребности, что еще раз отмечает важность индивидуального подхода в преподавании в зависимость от условий и актуальности.”
Шахиста Ишниязова, заведующая кафедрой «Технология переработки сельскохозяйственной продукции, стандартизация и сертификация» Самаркандского филиала Ташкентского государственного экономического университета как очень значимой указала секцию, посвященную наращиванию потенциала академического персонала в методологиях преподавания. Была отмечена важность уделению внимания самостоятельно – поисковой и исследовательской деятельности студентов как высшей формы самостоятельной деятельности, которая возможна лишь тогда, когда обучающийся обладает достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений, а также умением выдвигать свои научно обоснованные мнения. Также было высказано, что в современных условиях, всё большую значимость приобретает дистанционное обучение. Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи, дополняли друг друга и существовали на одном уровне.
Актам Aзизов, профессор Ташкентского аграрного государственного университета, отметил важность своевременно осознать меры способствующие устойчивости достигнутых результатов, а также необходимость преподавателям постоянно осваивать и внедрять новые знания и методы обучения, в то же время обеспечивая подход, в котором научные основы методики изложены таким образом, чтобы студенты смогли легко понять и усвоить знания во всех звеньях учебного процесса.
Семинар завершился определением мероприятий чтобы обеспечить устойчивость результатов, увеличить позитивное влияние на университеты Узбекистана и Кыргызстана и целевые группы, а также была определена возможная траектория продолжения и дальнейшего развития сотрудничества между партнёрами. К осени 2023 года будет подготовлен отчёт, содержащий резюме всех выводов и рекомендаций, сделанных по итогам оценки качества и воздействия мер по укреплению потенциала в рамках проекта AgroDev.