События

Введение. Сегодня в условиях развития цифровых технологий особую актуальность в повышении качества обучения студентов приобретают актуальность использования открытых образовательных ресурсов и полезных обучающих программ. Время требует освоения нового содержания, инновационных технологий, форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения.

Образовательная система Moodle является одной из наиболее популярных в мире платформ электронного обучения с очень богатыми ресурсами, которые облегчают процесс преподавания / обучения. Это открытое бесплатное веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную платформу для развития студентов. Образовательная система Moodle и ее аналоги позволяют работать всем вместе и преподавателям, и студентам. Эту систему отличает доступность и гибкость. Немаловажно и то, что это еще и достаточно рациональная интерактивная среда, рассчитанная на различные категории обучаемых. Предоставление доступа к платформе и ее контенту из любой отдаленной точки страны и мира является еще одним ее безусловным плюсом в сравнении с традиционными методами обучения [1].

Образовательная система Moodle позволяет создавать дистанционные курсы для обучения, включая в себя необходимые материалы. Данная образовательная среда является удобной, прогрессивной формой работы для педагогов, позволяет обучающимся самостоятельно познавать предмет, углублять свои знания [2].

Изложение основного материала статьи. В рамках консорциума AgroDev Erasmus+, преподаватели из Университета Линнея Векшё, Швеция (LNU) Хейко Фритц и Крис Найг проводиться 15-недельный онлайн-тренинг по использованию Moodle в процессе обучения. Целью тренинга является ознакомление с использованием Moodle с точки зрения учащегося; определение и создание учебных материалов, подходящих для преподавания с помощью Moodle; а также педагогические методы в режиме онлайн онлайновом и гибридной форме обучения. Как отмечает Хейко Фритц: “Moodle — это система управления обучением, которая позволяет, в частности, разрабатывать концепцию и администрировать курсы, организовывать контент, взаимодействовать со студентами и между собой в режиме онлайн, а также оценивать участие и успеваемость студентов. Эти функции могут повысить качество обучения студентов, способствовать эффективному и результативному проведению курсов. Более того, будучи гибким и доступным онлайн-оффлайн интерфейсом, Moodle может существенно повысить устойчивость услуг высшего образования во время пандемии.  Тренинг состоит из трех тематических блоков продолжительностью пять недель каждый. В первом блоке участники знакомятся с перспективами работы студентов в Moodle с помощью различных ресурсов, мероприятий и заданий. Второй блок знакомит с техникой создания материалов, подходящих для использования в Интернете, таких как короткий текст, видео и подкаст. В третьем блоке рассматриваются педагогические методы, позволяющие эффективно использовать Moodle в различных условиях обучения”. 

В тренинге приняли участие всего  38 преподавателей: 5 преподавателей из Ташкентского государственного аграрного университета (ТГАУ), Узбекистан и 14 преподавателей из Самаркандского филиала Ташкентского государственного университета экономики (СБТЭУ), Узбекистан, 9 преподавателей из Кыргызского национального аграрного университета (КНАУ), Кыргызстан и 10 преподавателей из Нарынского государственного университета (НГУ), Кыргызстан.

По результатам он-лайн обучения, Умидов Шавкат, преподаватель ТГАУ отметил, что “очень хорошее впечатление произвел охват всех этапов учебного процесса со студентами, особого внимания заслуживает простота предоставления студентам видеоуроков, презентаций и заданий, а также возможность использования нескольких систем оценивания и что программа Moodle станет основной платформой в будущем как новый уровень в современном образовании и, что в учебном процессе эта программа будет служить важным фактором обеспечения конкурентоспособности”. Однако в процессе обучения он отметил следующие трудности: «1) путаница при замене и установке пароля для учетной записи при активации учетной записи в программе Moodle, что повлияло на то, “что некоторые преподаватели не смогли принять участие, 2) изначально задания было сложно выполнить, так как основным языком в программе Moodle был английский и шведский, мы постарались выполнить задания с помощью программ-переводчиков и англоговорящего персонала».

Шарипов Султон, преподаватель ТГАУ считает, что “важно применять эту программу в учебном процессе. Дело в том, что в ней есть много удобств для обучения студентов, в том числе и то, что она поможет передать теоретические знания в виде картинок и с помощью видеозаписей в виде текста, а практический тест — это сегодняшнее требование для контроля того, как студент освоил свои занятия. Программа Moodle внесла значительный вклад в такие направления, как процессы модернизации моего вуза, организацию непрерывного профессионального развития, участие студентов и работодателей в образовательном и учебном процессах с целью обеспечения качества образования”. Также отметил, трудности, связанные с знанием английского языка при выполнении заданий.

По мнению Одинаева Мирзамата, преподавателя ТГАУ: “ Особого внимания, благодаря платформе в области естественных наук, заслуживает удобство предоставления видеопрезентаций, презентаций и заданий для студентов, а также возможность использования методов оценивания в одной заметке”. С помощью этой платформы он загрузил на платформу видеоролики, различные, интересные анимационные презентации, фотографии и информацию об своем университете. Также отметил, что в начале они допустили ошибки, связанные с отсутствием технических навыков по замене и установке пароля учетной записи при использовании программы Moodle. Он уверен, что программа Moodle является одним из самых эффективных методов предоставления современного образования и, что в будущем она будет служить основной платформой для освоения образования.

Сафаров Аскар, преподаватель ТГАУ считает, что “через участие в онлайн-курсах, организованных в рамках программы Moodle, послужит модернизации образовательного процесса данной программы, в том числе высшего образования, связанного с сельским хозяйством, через внедрение и эффективное управление системами устойчивого производства продуктов питания в Кыргызстане и Узбекистане. Основной целью данной программы Moodle является решение всех выбранных целевых групп и выявление их заинтересованности в проектной деятельности и рассматриваемых вопросах, тем самым обеспечивая достижение ими целей и результатов проекта, а также создание условий для устойчивости внеучебных результатов.

Для преподавателей при использовании системы Moodle, по словам Акылбековой Искры, преподавателя НГУ, значительно облегчится создание курсов, презентаций, оценочных анкет, что при подведении итогов выполнения заданий учащихся преподаватель может не только оценивать, но и комментировать. Она отметила, что “Moodle также является центром создания учебных материалов и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками процесса обучения. Поскольку программа Moodle позволяет проектировать, создавать и в дальнейшем управлять образовательными ресурсами, я буду использовать их в своем обучении. Moodle — это хорошая возможность для учителей работать в сфере углубленного образования”.

Акматов Кубан, преподаватель НГУ заметил, “что трудности в выполнении заданий были не слишком велики. Легко работать с профилем и вносить информацию о себе и важно последовательное выполнения задания шаг за шагом в Moodle”. Существующие языковые барьеры вызвали интерес к изучению английского языка, он старался понять значение каждого слова, предложения и задачи. Акматов Кубан считает систему Moodle очень удобной для дистанционного обучения в офлайн-формате.

Трудности, возникшие во время обучения, по словам Ажыбаева Айсалкын, преподавателя НГУ, решались совместно с другими членами команды проекта, была возможность обмена опытом, т.е. изучая глубже, пользуясь чаще расширяли свои знания.

По мнению Тарасовой Светланы, ст. преподавателя КНАУ в системе Moodle “много различных приложений по создании видео уроков, роликов, удобство в загрузке материалов, да и в целом — это получение обратной связи от студентов (выполненные задания, тестирование и т.д.). Однако очень бы хотелось закрепить знания при постоянном ее использовании в своей работе. Тогда, конечно, будет намного продуктивнее и эффективнее передача знаний студентам и оценивание результатов обучения.”

Алыкеев Ишен, доцент КНАУ считает, что задача “широкого применения системы Moodle должна решаться на уровне университета, поскольку потребуется синхронизация некоторых коммуникаций данной системы с существующей системой AVN. И есть потребность более глубоко изучения возможностей системы Moodle, для выработки целей ее применения.”

Наряду со многими полезными функциями и ресурсами системы Moodle для Ибраевой Нурилы, доцента КНАУ было “интересным и новым изучение практического примера Futurelearn Research и полезным просмотр видео о том, как находить в Интернете соответствующие источники и учебные материалы, как делать ссылки на эти источники и добавлять в общую базу данных”. Она отметила, что “система Moodle позволяет выбрать удобное время и место для обучения, где есть Интернет подключения, обеспечить индивидуальную работу преподавателя с каждым студентом, улучшать учебные материалы с использованием видео-уроков, дополнительных образовательных онлайн ресурсов, позволяет объективно оценивать результаты обучения и отслеживать прогресс в освоении материала студентами. И что не маловажно, так это то, система Moodle — повышает самостоятельность и ответственность не только преподавателей, но и самих студентов”.

Выводы.

По мнению большинства участников тренинга, в частности Шахисты Ишниязова, контент координатора от SbTSUE, на данном этапе обучения мы можем сделать следующие выводы:

Преимущества:

  • несомненно, введение Moodle системы существенным образом изменяет характер работы преподавателей и интенсивность учебного процесса, делает систему образования более открытой для международного сотрудничества;
  • для студентов предоставляется возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
  • предоставление преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;
  • индивидуализация педагогического процесса, практическая направленность, а также раскрытие творческих способностей студентов.

В современных условиях данная система позволяет обучать более мобильных, компетентных и востребованных специалистов.

Недостатки:

  • понижение роли преподавателя в учебном процессе;
  •  отсутствие непосредственного контакта со студентами;
  •  недостаточное развитие устной, грамотной, компетентной речи студента. 

Moodle система требует большого самоконтроля студента, ему самому приходится планировать свою индивидуальную образовательную программу, что зачастую представляет особую сложность для современной молодежи. Также эта система образования предусматривает увеличение доли учебной нагрузки для самостоятельной работы студентов, что явно вызывает не довольство обучающихся. Поэтому нужно обратить большое внимание организации самостоятельной работы студента, формы задания и контроля их выполнения. Предлагаемые задания должны быть интересны и выполнимы для обучающихся.

Наше Moodle онлайн-обучение продолжается, и мы надеемся извлечь для себя полезные составляющие этой платформы, которые мы будем использовать в своей педагогической деятельности.

Выражаем искреннюю благодарность нашим координаторам   Хейко Фритц (LNU) и Крис Хайг(LNU) и проекту АгроДев за предоставленную возможность участия в Moodle онлайн-обучение. Спасибо!

Литература

  1. Маринина Ю.А., Кручинина Г.А., Гусева Л.В., Королева Е.В., Оладышкина А.А. // Цифровая гуманитаристика: возможности использования интеллектуальных обучающих систем в обучении иностранным языкам Научно-техническая революция: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Попкова Е., Серги Б. – Конспект лекций в сетях и системах. – Том 129. – Спрингер, 2020. – С. 395-402. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9
  2. Захарова М.В. Цифровые инструменты преподавания английского языка / М.В. Захарова // Мир педагогики и психологии. – 2020. – № 06. – С. 106-116.
  3. Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. IV. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – 318 с.